191025, Санкт-Петербург

ул. Восстания, д. 4, офис 1

e-mail:ozimokdv@gmail.com

+7 (812) 579 99 95

+7 (812) 920 35 91

+7 (911) 240 69 24

Особенности привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника физических лиц в рамках дела о несостоятельности (банкротстве)

В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника физических лиц становится все популярнее.
Для начала разберёмся в том, как нормативно регламентируется институт субсидиарной ответственности, в частности в делах о несостоятельности (банкротстве).
 
Согласно ст. 399 Гражданского кодекса РФ, до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.
 
Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:
- причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве;
- документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.
 
Статистика показывает, что ещё 2 года назад конкурсные управляющие обращались в суд с ходатайствами о привлечении к субсидиарной ответственности в среднем 3 раза в месяц, а в настоящее время - 6–7 раз в месяц. За 5 месяцев 2014 года Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассмотрел почти столько же ходатайств, сколько за весь 2012 год.
Причина роста заявлений подобных ходатайств заключается в том, что по ранее действовавшему Закону о банкротстве 1998 г. нужно было доказать вину учредителей и руководителей должника в преднамеренном банкротстве организации, что сделать кредиторам и управляющим достаточно проблематично.
 
Однако стоит иметь в виду, что конкурсный управляющий и выдвинувший его контролирующий кредитор должны быть заинтересованы в привлечении учредителей и руководителя организации к субсидиарной ответственности. Если процедуру банкротства контролирует сам должник (или аффилированный с ним кредитор), то привлекать к субсидиарной ответственности он никого не будет, даже если для этого есть достаточные основания.

Раздел: